Молодой человек со странным именем Квоут («кавычка» по-английски) пробуждается в незнакомом месте, сером, не слишком приветливом, похожем на пещеру – и ничего не помнит. Почти сразу он сталкивается с необычными обитателями этой пещеры - мимига. Хотя их всего шестеро, у них есть свой король, свой enfant terrible, своя сумасбродная барышня from another castle и свои малопонятные враги. Они закручивают вокруг Квоута коловорот странных погонь, похищений и недомолвок о собственном великолепном прошлом под сводами таинственных катакомб – в котором не разобраться без большого бластера. И самое главное – все они – кролики.
Так начинается одна из волшебнейших историй, которую поведали нам видеоигры. Как средневековые японские романы, она обозначена словом Monogatari. Классические писатели страны сакур и хатимаков называли так повести о жизни со всех ее сторон, замешанные на делах богов и смертных, открывающие завесы той вечной тайны, что окружает людей. И тем удивительнее, что вмещающая в себя всё это Cave Story (дальше – знакомое всем CS) выполнена в форме причудливой для наших дней: восьмибитной, плоской, пискельноланитной, спрайтокудрой. Будто бы ее творец (а он, как полагается всякому настоящему роману – один, и зовут его Дэйске Амайя) хочет показать, что в мире подлунном не все решают шейдеры. Что истории рассказывают сердце и душа.
Мимо гения сложно пройти. Гений имеет некую магическую ауру, мгновенно обращающую твое внимание, приковывающую, завораживающую. Татьяна Соколова-Делюсина, переводчик самой знаменитой моногатари – «Повести о Гэндзи» – потратила на свою работу 15 лет. И русский вариант книги лучится той аурой, как бы перетекшей к нам через тысячелетие. Pixel Studio в лице одного человека выковывала свою моногатари сравнимый период времени – пять лет – и не заметить вечное сияние чистого разума в подземном путешествии парня-скобки просто нельзя.
Оно – в непередаваемой музыке, струящей свои гармонии сквозь сумрачные подземелья. Оно – в длинноухих друзьях Квоута, за которых надо радеть, и которые так не похожи друг на друга, хотя состоят из десятка-другого точек каждый. Оно – в постоянном выборе, который должен делать играющий. Сюжет регулярно проводит парня с бластером через точки невозврата, ошибившись на которых и сохранив игру впоследствии – лучшей из трех концовок не увидишь. Это заставляет приглядываться, изучать – и постоянно думать.
Такая постановка событий, конечно, не оригинальна. Безо всяких обиняков и огородных камней CS является чистейшей воды клоном знаменитого Metroid. Переходя на жанры, это нелинейный двухмерный платформер, всю платформенную часть в котором перекрывают с одной стороны перестрелки с врагами, со стороны другой – самая настоящая адвенчура с головоломками и постоянными раздумьями – что делать, кто виноват и где найти девайс/рычаг/NPC для прохода в следующую комнату. К этому добавляется позаимствованная у Самус Аран система прокачки протагониста и его оружия, а также взятая из древнего NES'овского нелинейного платформера про парня в катакомбах под названием Blaster Master идея с ухудшением вашего оружия при получении повреждений. Казалось бы, старо, было двадцать лет назад. Но!
Поверить в то, что такой левелдизайн, разветвления, переходы, локации и все-все-все осилил один единственный поедатель суси – невозможно. Призрак Миямото бродит по CS, дьяволом кроясь в различных мелочах, не оставляя до самого конца. Мелодия при взятии увеличителя энергии (Life Capsule в английской версии). Похожие на ящера Риддли (игравшие в Super Metroid томно вздохнули) противники в песчаной локации. Побег из рушащихся пещер после битвы с главбоссом. И одновременно – чарующая, чудодейственная восьмибитная музыка, главный здешний включатель грустинки от преходящести всех наших деяний.
Музыка настолько притягивающая, что сама собой перебирается в твой плеер, на рингтон мобильника, в мозжечок, выводит из равновесия и сводит с ума. Неподвластно уму рецензента и постоянное появление новых типов врагов, и чувствительность каждого монстра к определенному виду оружия, и разнообразие оружия самого, и многочисленные потайные ходы, скрывающие ценные призы, и небанальный сюжет, чей единственный штамп остался в первом предложении этого текста и «как вообще он смог» и «ай да Амайя, ай да сукин сын». Когда понимаешь, насколько завершенную, самодостаточную (даже при всех заимствованиях) вещь произвел на свет этот товарищ, пять лет работы кажутся безумно коротким сроком, таким же коротким, как десять-пятнадцать часов прохождения.
А вот официальный успех, пришедший в виде недавнего переиздания игры для WiiWare и DSiWare – абсолютно заслуженным. Консольная CS получила как опции точечно улучшенную графику, ремикшированный треклист, новые уровни сложности и приятную возможность спасать кроликов за девушку Керли Брэйс (перевод имени – Фигурная Скобка), коею так любят все, кто играл в версию компьютерную. И не потеряла всего того, о чем я тут талдычу, о чем ругаются смешные дети с имиджборд – вложенной души. В отличие от сделанных за деньги и ради денег же попсовых медиапродуктов, которыми обычно являются видеоигры, CS – натуральный блюз, изумительно сыгранный на любимом старом саксофоне и раскрывающий невероятные новые глубины таких знакомых семи нот.
P.S. Мальчишки и девчонки, а также их родители, есть русская версия! Ходят слухи, что она –