Ну что, начинаю серию статей о хороших и не очень современных сериалах. Конечно, начинать с «Игры престолов» - это слишком банально и заезжено. Но у меня есть оправдание: телеканал HBO представил трейлер четвертого сезона и повод появился сам собой. Итак, о сериале…
Начать обозревать сериал лучше с самого начала, то есть с Джорджа Р.Р. Мартина, американского писателя из Нью-Джерси. Известность к нему пришла не сразу, но очень быстро. Его фантастические рассказы и повести будоражили умы многих, но Мартин не был бы собой, если всю жизнь писал одну лишь серьезную научную («Короли-пустынники») и не очень («Шторм в Гавани ветров») фантастику. Вначале он добавил к своим романам немного мистики («Грезы Февра»), потом юмора («Путешествия Тафа»), а потом он вообще вдарился в меж писательские эксперименты (шизо-цикл «Дикие карты»).
Долгое время Мартин сознательно игнорировал фэнтези. Ну еще бы, он серьезный писатель, а фэнтези для него всегда выглядело не более чем раздутой сказкой. Так было довольно долго, пока Мартин не отвлекся от Толкиена и не увидел возможности жанра. Так родился цикл «Песни Льда и Огня» («A Song of Ice and Fire») и вот эта слава вдарила по нему сильнее, чем все его повести, рассказы, романы и сценарии. Успех оглушительный, а книги серии ставят рядышком с Толкиеном и Льюисом, но, естественно, так чтобы дети не увидели.
Первый роман «Игра престолов» вышел в 1996 году. Говорят, что первую написанную сцену из книги (ребенка, который находит щенят лютоволка) Мартин увидел во сне и не мог не записать. Сцена росла, обрастала событиями, а главное – персонажами, которые стали чуть ли не главным достоинством всех дальнейших произведений. Тут Мартин поставил еще один рекорд – в его цикле такое количество персонажей, что даже прожженный фанат «ПЛиО» вам всех не назовет. Свыше тысячи имен, десятки генеалогических древ, богатейшая предыстория мира – все это делало роман невероятно живым. Любители фэнтези и фантастики проглатывали каждую выходящую книгу разом.
«Два года я пишу книгу, еще год или два мы сидим с редактором и правим ее, потом книга поступает в издательство, ее корректируют, верстают, оформляют, выпускают. Проходит какое-то время и вот она, наконец, выходит. А на следующий день я получаю письмо: “Мне очень понравилась ваша книга, когда будет продолжение?” » © Неточная цитата Мартина.
«Игра престолов» описывает мир неизвестной нам планеты. Масштабы этой планеты поистине грандиозны (одну и ту же комету на небе некоторые персонажи умудряются видеть на двух концах известного мира), а циклы времен года отличаются от привычных: любое время года не имеет границ по времени: то же лето может идти один год или все десять. Поэтому все люди в этом мире, особенно северяне, очень боятся зимы. Представьте себе, что она длится лет пять, а вы сожрали весь осенний урожай за год. На этой планете есть как минимум два больших континента: Вестерос и Эссос. На Вестеросе есть объединение семи некогда независимых королевств, которые в стародавние времена захватила династия Таргариенов. Они прибыли на драконах, поэтому объединить королевства не составило особого труда.«Если у вас есть дракон, вы сможете убедить совершенно разных людей признать что угодно» © Мартин.
На севере Вестероса находится ледяная Стена, которая была построена тысячу лет назад, чтобы оградить мир людей от ужасов, что приходят из холодных северных ночей. Стена разделяет континент и тянется от одного его края до другого. Охраняет ее организация Ночной дозор (не-не, Гесер не причем), расположившаяся в нескольких замках у Стены. К сожалению, некогда почетное братство теперь состоит из бывших уголовников, которых сослали на Стену отбывать пожизненное наказание, а служба эта холодная и скучная. Ведь тварей за стеной не видели эту самую тысячу лет и все, что дозорным надо делать – это охранять Семь королевств от одичалых людей, которым не повезло оказаться за Стеной во время дележки мира.
За 15 лет до событий «ИП» случается переворот. Роберт Баратеон, узнав, что его невесту похитил Тарагиенский принц, поднимает восстание. К нему примыкает и Эддард Старк, у которого таргариенский король заживо зажарил отца и задушил брата. Вместе они свергают династию и почти под корень их истребляют. Спасаются лишь трое: старый Эймон, который теперь служит в Ночном дозоре, и брат с сестрой Визерис и Дейнерис, которые эти 13 лет бомжуют по Эссосу. Роберт садится на трон, но через 15 лет ему вновь нужна помощь Эддарда, ведь прямо под боком зреет заговор. С этого и начинается «Игра престолов».Вы спросите меня, а почему я все еще ни слова не сказал о сериале? Скоро, уже скоро.
Вторая книга, «Битва королей», вышла довольно скоро по срокам Мартина, всего через два года. Мартин окончательно разуверился в том, что произведение смогут достойно экранизировать (а предложения сыпались ему на почту каждый день штук по 20) и поэтому разошелся на полную катушку, устроив несколько эпических сражений. И во второй книге читатель начинал понимать замысел Мартина: если в первой книге почти не было магии/драконов/вселенского зла и прочих атрибутов фэнтези, то в каждой последующей этого становилось чуточку больше. Мартин как бы готовит читателя к тому, что пишет не исторический роман, но и к тому, что пишет не совсем привычное фэнтези. Первое место в книгах занимает политика и интриги, и только во второю приключения. Магия тоже есть, но Мартин дает ее дозированно, не больше, чем того требует сюжет.
Последняя адекватно написанная книга «Буря мечей» вышла тоже через 2 года, была самой «жирной» из всех и столь насыщенной на события и смерти персонажей, что у поклонников чуть ли не на каждой странице случалась попаболь. Пять свадеб, 121 убитый персонаж, в том числе и куча главных, огромное количество сюжетных поворотов, предательств, боев и всего-всего-всего. Книга была столь насыщена, что ждать еще пять лет пока вышла четвертая сил не было никаких.
А все потому, что Мартин стал уже не молод, и был сильно востребован на телевидение. Написание сценариев, продюсерская деятельность, гастроли по миру отнимали у него все свободного время. Пять лет мы ждали 4-ю книгу… но увидели лишь ее половину.Дело в том, что 4-й том, «Пир стервятников», планировался как единое произведение с «Танцами с драконами». Но в определенный момент Мартин взял половину историй и выпустил «Пир», оставив события, происходящие с другими персонажами, на будущую книгу. События «Пира» и «Танца», получается, происходят в одно время, но ждать «Танцев с драконами» поклонникам пришлось долгих шесть лет. Итого 11 лет на две книги, одна из которых унылая чушь. Мартина начали называть «обещалкиным», ведь очень много раз за это время писателя ловили на лжи.
Некоторые подозревают, что «Танец» шел до прилавков так долго только потому, что Мартин хотел выпустить его одновременно с сериалом. Ну что ж, он дождался. Вы, кстати, тоже дождались, сейчас я буду рассказывать уже о нем.
Сериал начался с безумно дорогого, даже по меркам платного канал HBO, пилота, который стоил примерно 8 миллионов долларов (бюджет двух-трех дебильных отечественных комедий). То есть уже на стадии пилотной серии сериал стал одним из самых крупнобюджетных проектов в истории американского телевидения. Проект доверили двум продюсерам: опытному сценаристу Дэвиду Бениоффу и начинающему сценаристу Дэниэлу Уайссу. Несмотря на то, что они не имели ни продюсерского, ни режиссерского опыта, под присмотром Мартина они сотворили маленький телевизионный шедевр.
Но до этого было далеко. После успеха пилота, начальство HBO, поворчав немного над простынями счетов и затрат, все-таки разрешило снимать полноценный сериал. Но для этого пришлось на 60% переснимать пилотную серию, заменить режиссера и кучу главных актеров, но результат того стоил. Увы, общественность возможно никогда не увидит тот самый Пилот, поэтому довольствуемся первой серией, которая, кстати, вышла 2 марта 2011 года. Успех был ошеломляющий. 10 серий первого сезона просто взорвали таблицу рейтингов (и это на платном-то канале!), а чуть позже поставил еще и пиратский рекорд, как самый скачиваемый сериал в мире.
А еще хорошо было то, что создатели очень бережно поступили с первоисточником, так хорошо адаптировав его, что серил практически не отличим от книги. Конечно, многими персонажами пришлось пожертвовать, но экранизировать «ПЛиО» дословно не хватит никаких денег, ни актеров, ни терпения зрителей, особенно не знакомых с этим самым первоисточником.Ну а теперь немного о схеме сериала. Первый сезон полностью построен на экранизации первой книги, «Игры престолов». Как и первоисточник, он состоит из набора ПОВ-сюжетов. ПОВ (Point of view) - «точка зрения» определенного персонажа на события. У Мартина каждая такая глава называется в честь персонажа. Например, глава, где показывают точку зрения Эддарда Старка называется его именем. Иногда между ПОВ-главами, идущими друг за другом, может пройти несколько дней, недель или месяцев, а между ПОВ-главами одного и того же персонажа даже несколько лет. Сериал же, к его чести, показывает ПОВ-сюжеты даже тех персонажей, которых Мартин вывел фоном (о их действиях в книге мы узнаем через других персонажей и никогда не читаем их мыслей и не понимаем их чувств в определенных ситуациях). Поэтому в сериале появляются совсем новые сцены, и ко второму сезону они начинают отделять сериал от первоисточника.
Да, второй сезон (снятый по второй книге, «Битва королей») фанатам уже не так понравился. Создатели сериала, поняв грандиозную задумку Мартина, начали адаптировать книгу в несколько более бюджетном виде, вырезав огромное количество персонажей, а некоторым из действующих дали функции сразу нескольких книжных. Более того, некоторым персонажам изменили биографии, а сам Мартин, как один из сценаристов сериала, из-за этого вынужден был поменять некоторым имена.Однако и второй сезон тоже стал хитом, пусть и не таким громким как первый. К третьему сезону стало еще хуже. Нет, не потому что авторы еще дальше продвинулись в своей личной трактовке саги, а в том, что сериал «Во все тяжкие» просто напросто отбирал у «Игры престолов» все награды и некоторых зрителей. Впрочем, неподготовленные зрители и без того в ужасе отбегали от экранов, когда они досмотрели до кульминации третьего сезона. Эта сцена немного отличается от книжной, ибо на ней убили даже больше персонажей, чем в аналогичной сцене у Мартина.
Но третий сезон – это где-то 7/10 от всей третей книги «Буря мечей». По замыслу авторов сценария, четвертый сезон тоже будет по «Буре мечей». На закономерный вопрос о том, что в книге осталось не так много событий, те ответили, что они добавили очень много от себя, плюс забежали немного перед. В принципе, довольно логично, ведь 5-й сезон, который выйдет в 2015-м году, охватит сразу две книги и поэтому неплохо бы было что-нибудь оттуда показать уже сейчас, и потом не ломать себе голову как в один сезон запихнуть 1500 страниц текста.
Так, надо бы мне закругляться уже.
Для тех, кто чуть не помер от сердечного приступа во время просмотра 9-й серии третьего сезона, под спойлером дам список тех, кого мы потеряем в сезоне будущем, чтобы вы были готовы.
Тайвин Ланистер, глава дома Ланнистеров.
Шая, шлюха Тириона.
Король Джоффри Баратеон, один из нескольких самых сволочных персонажей саги.
Оберин Мартелл, Дорнийский кобелино
Игритт, любовница Джона
Берик Дондаррион, командир братства без знамен
Король Бейлон Грейджой, отец Теона и Яры
Варго Хоут, командир Бравых Ребят (Кровавых скоморохов), отрубивших Джейме руку
Лиза Аррен, леди Орлиного Гнезда
А также много-много других, персонажей, чьих имен, вы возможно, даже не запомнили.
Ну вот вроде бы и все. Если будут предложения чего добавить к тексту – давайте в комментарий или ЛС, напишу все, что знаю, а то сейчас возможно чего-то и забыл. Ну а теперь, как и обещал, трейлер четвертого сезона, который стартует 6-го апреля 2014 года.
Да, читал(а) всё, хочу еще! | 44.4% |
| ||
Читал(а), но как то не впечатлило | 7.4% |
| ||
Читал(а), но не все / В процессе чтения | 17.3% |
| ||
Ограничиваюсь сериалом | 18.5% |
| ||
Не читал(а), и не смотрю | 12.3% |
|