Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Conquer_pay

Автор LootHunter 68

86

Забастовка Гильдии сценаристов США

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

Гильдия Сценаристов Америки (она же Writers Guild of America, она же WGA) начала 2-го мая забастовку. Соответственно, на данный момент американские (и прежде всего голливудские) сценаристы бастуют уже более месяца. Членам гильдии на время забастовки запрещается писать и править сценарии, предлагать идеи для таковых компаниям, куда они наняты, а также участвовать в подкастах на сценарную тематику.

Требования Гильдии к продюсерам и компаниям включают несколько категорий. Включение сценаристов в долю с дохода (residuals) при показе фильмов и сериалов на стриминговых платформах. Повышение минимальных зарплат и доли с доходов (там довольно много пунктов по самым разным случаям, в том числе доход с проката зарубежом). Установка минимальных сроков работы (например, чтобы давалось не менее 3-х недель на разработку сценария для одной серии, и не менее 10 недель на проект в целом). Установка минимального числа сценаристов (Гильдия предлагает как минимум 6 на сериал, причём если в сезоне больше 6 серий, то увеличить размер "писательской комнаты" вплоть до 12). При расчёте доли доходов и зарплат, учитывать число зрителей на стриминговых платформах. Установка минимальной компенсации сценаристам, если их наняли, но сериал (фильм) не получил "зелёный свет". Гарантии по пенсии, здравоохранению и другим социальным бонусам. Ограничение использования ИИ при написании сценариев.

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

Некоторые требования выглядят вполне разумными. Стриминг после пандемии стал основным способом показа фильмов и сериалов, и соответственно основным источником дохода. Так что логично, что многие хотят пересмотреть условия контрактов, которые были когда успех определяли сборами в кинотеатрах и продажами дисков, а "прокат" в Интернете мало что значил. Тем более что компании очень редко оглашают статистику просмотров, а если и оглашают (чтобы прихвастнуть и "попиариться"), то даже не всегда понятно как именно измерялся показатель.

Например, не так давно анимационный сериал "Велма" побил рекорды по статистике, несмотря на низкое качество (в первую очередь именно сценария). Якобы потому что "смотрели из ненависти", дабы поржать. Однако есть и другая версия - возможно статистика составлялась с учётом того что называется "online engagement", то есть частота комментариев про сериал. Некоторые агентства по сборам статистики (скажем Parrot Analytics) прямо говорят, что используют "косвенные показатели" для определения популярности. И с одной стороны это оправдано - если кто-то посмотрел шоу на Нетфликсе с пятого на десятое, проматывая куски - это покажет меньшее время просмотра, но если этот человек будет восхищаться именно теми моментами, которые он посмотрел и рассказывать друзьям - это определённо плюс. Вот только проблема в том, что тут не учитывают, что именно говорят в комменатриях - похвалы или наоборот. Отсюда и реальный вариант, что "Велму" записали в популярные шоу, поскольку все поносили этот кусок *****, но никто толком и не смотрел и тем более не смотрел на официальном сервисе HBO. Кроме несколких ютуберов, которые потом запилили видео с заголовком "Мы посмотрели Велму, чтобы избавить от этого вас".

Вот и получается, что без открытой статистики сложно судить о результате работы сценаристов. А сами сценаристы, соответственно, не чувствуют поощрения от хорошей работы. Что отнюдь не мотивирует их совершенствовать свои навыки и стараться понравиться зрителям (впрочем к этому мы ещё вернёмся). Новые условия, которые предлагает WGA, определённо улучшат "обратную связь". И, хотелось бы надеятся, мотивируют сценаристов писать сюжеты, которые понравятся аудитории, а не наоборот - постоянно срывать злость на фанатах в соц.сетях.

Компенсации и социальные гарантии для сценаристов тоже звучат неплохо, учитывая как непостоянна работа в индустрии равзлечений. Однако дальше уже начинаются весьма спорные моменты. Скажем "минимальная писательская комната" живо представляется одним-двумя талантами, которые "тянут" на себе сюжет и кучей бездарей, которых наняли для галочки. То есть мало того что совершенно ненужные расходы на ненужных людей, так ещё и больше поводов для конфликта, когда у разных сценаристов разное видение. Случаев, когда большое количество тянущих на себя одеяло "творцов" ухудшало исходный продукт, либо делало его бездушной поделкой "разработанной коммитетом" в последние годы было предостаточно.

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

Довольно интересный плакат, поминающий актрису Дженну Ортегу, которая играла Уэнсдэй в одноимённом сериале. В одном интервью она призналась, что несколько раз шла наперекор сценаристам, меняя реплики так, как ей казалось будет лучше для её героини.

Учитывая, что многие согласились с приведёнными ей примерами, я не уверен в том, что данный плакат говорит в пользу сценаристов так, как они об этом думают.

И сюда же, в сомнительные предложения, попадают "ограничения на Искусственный Интеллект". То есть сама-то попытка создать законодательную базу и правила пользования - я это понимаю. Причём речь не только о сценаристах, но и актёрах. ИИ достаточно плохо справляется с созданием чего-то нового, но вот имитировать существующие голоса, художественный стиль или стиль письма - нейросеть за последний год сделала в этом колоссальные успехи. И тут надо чётко определить - какую компенсацию заслуживает человек, на чьём таланте или облике обучают ИИ.

Но вот ограничение и даже запрет на ипользование ИИ (а именно этого пытается добиться Гильдия) звучит не только смехотворно, но и неоправданно. Во-первых, искусственные ограничения на развитие технологий никогда ещё ни к чему хорошему не приводили. Потому что тот, кто соблюдал эти ограничения всегда в итоге оставался позади тех, кто шёл в обход запретов. Во-вторых, сегодня от нанимаемых сценаристов больше проблем, чем пользы - берут дорого, скандалят, занимаются политическим активизмом, а пишут при этом весьма хреново. А когда хреновые сценарии подвергаются критике, обвиняют начальство либо аудиторию в расизме, сексизме и т.п. Можно ли осуждать компании за желание избавиться от такого "балласта" в пользу ИИ, который не скандалит, есть не просит и пишет то, что ему сказали?

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

Что приводит нас к главной проблеме сегодняшней забастовки. Дело в том, что она является самой масштабной за последние 15 лет. Последний раз, когда сценаристы затевали нечто подобное был в 2008-м году, когда можно сказать был пик развития сюжетных приёмов в сериалах. Да, это был именно пик, потому что в 2010-х развитие сценаристики, особенно в сериалах, фактически стагнировало. И многие связывают это как раз с забастовкой 2008-го и её результатами.

Да, тогда сценаристам удалось добиться многих уступок. Именно потому что индустрия была на подъёме и сериалы вроде "Остаться в живых" приобретали культовый статус, собиря огромную аудиторию. Компании-производители не только получали доход с покупки и подписки на канал, не только контракты от рекламодателей, но и косвенную прибыль с сувенирной продукции. Поэтому и согласились поделиться, поскольку иначе потеряли бы немалую часть доходов (и то, как "просели" сезоны таких сериалов как "Герои" во время забастовки было достаточно наглядным предостережением).

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

Джордж Мартин присоединился к забастовке. Впрочем, он не работал уже задолго до её начала...

Вот только повышение расходов на сценарии подтолкнуло многие студии отказываться от услуг дорогих профессионалов и набирать людей с улицы или из соц.сетей (в то время многие писатели-любители собрали вокруг себя группы последователей в Интернете). Поговаривают даже, что все разговоры от "разнообразии и инклюзивности" как раз и стали поддерживаться главами компаний ради найма дешёвой рабочей силы, поскольку активисты были готовы трудиться за гроши, лишь бы иметь "платформу", с которой можно распространять свои идеи.

Конечно, стопроцентной гарантии, что именно так всё и просиходило - нет. Но то что качество проектов, особенно с точки зрения сценария, стало постепенно ухудшаться - это факт. И в итоге сегодня мы имеем множество студий, которые выдают тонны низкопробного продукта, пытаясь заполнить каталоги стриминговых служб. Причём служб этих тоже наплодилось порадочно, что привело к "стриминговым войнам" за аудиторию, которая отнюдь не горит желанием оплачивать десяток подписок ради одного-двух эксклюзивов на каждой платформе.

Поэтому, на данный момент многие компании, занимающиеся производством фильмов и сериалов, переживают не лучшие времена. Имеется информация (в основном из отчётов для инвесторов), что большинство стриминогвых платформ теряет подписчиков. Многие компании пытаются решить ситуацию, выжимая деньги из существующей базы (Netflix недавно ограничил использование одного аккаунта несколькими людьми, например). Или действуя в обход забастовки (Disney разослал своим сотрудникам "напоминание", что сотрудникам совмещающим написание сценариев с другими функциями присутствовать на съёмочной площадке всё равно надо). Другим ничего не остаётся как "затянуть пояса" и "выбросить балласт". За последние месяцы прошло аж несколько волн масштабных увольнений.

Забастовка Гильдии сценаристов США
Про кино - Забастовка Гильдии сценаристов СШАЗабастовка Гильдии сценаристов США

На некоторых плакатах читаются даже угозы. Угрозы спойлеров, но тем не менее...

И вот в такой ситуации новая забастовка видится мне (и не только мне) весьма сомнительным предприятием. Ведь чтобы сценаристы получали больше денег и льгот, компании должны откуда-то эти деньги брать. А если брать их не откуда, то как компании смогут обеспечить новые условия договоров? Ответ - никак. Поэтому сегодняшние требования Гильдии Сценаристов Америки по сути не выполнимы. Не с текущей ситуацией на рынке, когда аудитория потеряла всякое доверие к новым проектам, а издатели/службы едва сводят концы с концами.

Более того, поговаривают, что некоторые компании даже рады начавшейся забастовке, потому что простой в процессе производства - это как раз тот "форс мажор", который позволяет расторгнуть контракт без необходимости выплачивать соответсвующие компенсации. Для них получается гораздо выгоднее отказать бастующим - тогда вместо финансовых потерь из-за уступок в контрактах, они получают возможность избавиться от уже запущенных в производство, но потенциально убыточных проектов. А заодно и слишком много возомнивших о себе сценаристов - "Отказываешся работать? - Уволен!"

Конечно, в сегодняшних безумных реалиях не стоит исключать самых странных решений. Например, буквально пару дней назад компании пошли на переговоры с режиссёрами, которые присоединились к бастующим сценаристам. Однако, мне всё-таки кажется, что если забастовка и разрешится, то будет это не в пользу бастующих. В любом случае, буду держать вас в курсе.






Сайт Гильдии, где публикуются новости по забастовке - здесь.

86
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

10 комментариев к «Забастовка Гильдии сценаристов США»

    Загружается
Чат