Жил да был на свете вьетнамский программист по имени Донг Ха Нгуен. Как-то раз в мае 2013 года он состряпал примитивную игру под названием Flappy Bird и выложил ее в Appstore. Игра моментально погрузилась в пучину мобильных приложений и пошла прямиком ко дну.
Прошло полгода, и вдруг неожиданно для всех тысячи американских игроков ринулись скачивать неуклюжую птичку, а интернет заполонили посты и твиты про новую суперуспешную игру на смартфонах. На волне невероятного ажиотажа игра взлетела на первую строчку рейтингов и… бесследно исчезла. Разработчик сообщил изумленному интернет сообществу, что популярность игры лишила его покоя и сна, после чего удалил птичку из каталогов.
Для тех, кого обошла стороной Флаппимания, могут ознакомиться с игрой благодаря картинке ниже.
Что можно сказать об аскетичной механике вирального суперхита? Абсурдный сеттинг, чудовищно низкая обучаемость и беспощадная сложность - любого из этих компонентов достаточно, чтобы отправить игру в бездну забвения. Что и произошло после запуска игры. Каким же образом ей удалось привлечь к себе внимание всего мира?
Статистика показывает, что после провального старта игра несколько месяцев болталась в рейтингах Австралии и Сингапура, но не поднималась выше 250 места. И лишь в конце октября 2013 года игра начала подавать признаки жизни в американском рейтинге.
Стоит заметить, что поднять видавшую виды игру со дна каталога куда труднее, чем раскрутить свежую новинку. Тем не менее птичка уверенно пошла вверх, а к началу 2014 года и вовсе устремилась ввысь, подобно ракете. И если финальный взлет можно объяснить возникшей интернет-шумихой, то начало пути остается под покровом тайны. Сам Нгуен объясняет произошедшее невероятным везением и уверяет, что игра выросла сама без финансовых вложений в раскрутку и каких-либо махинаций.
Кто-то считает, что Нгуен просто лукавит, а на самом деле он потихоньку закидывал денежки на продвижение. Но это выглядит маловероятным, поскольку продвижение в американском каталоге обходится в копеечку. Да и кто в здравом уме станет вкладывать деньги в такую примитивную игру?
Другие предполагают, что Нгуен раскручивал свои игры для Айфона с помощью ботов (поддельных аккаунтов), которые ставили хорошие оценки и генерили отзывы, влияющие на позицию в рейтинге. Однако Apple тщательно отслеживает подобные действия и пресекает ботоводство по мере возможностей.
Многие считают, что своим успехов игра обязана удачному стечению обстоятельств. Но верится в это с большим трудом - уж больно много самых разнообразных игрушек лежит на дне Аппстора, не подавая признаков жизни.
Гениальность дизайнерской мысли Flappy Bird также не выдерживает никакой критики, особенно если взглянуть на идентичную игру Piou Piou, доступную на Андроид-устройствах аж с 2011 года.
Тем временем всемирно известный разоблачитель Эдвард Сноуден рассказал о том, что Агенство Национальной Безопасности США использовало для сбора данных в том числе популярную игру Angry Birds. Причем с большой вероятностью без ведома ее разработчиков. Последние недоуменно пожимают плечами и грозятся прекратить использование механизмов для размещения рекламы, с помощью которых, по всей видимости, осуществлялся сбор информации об игроках.
А теперь перейдем из реальности в область фантастики. Что если стартовый пинок птичка получила, скажем, от самой Apple, которую попросил об этой услуге “большой брат”? Разработчика, естественно, в курс ставить не нужно - пусть рассказывает журналистам про свою счастливую звезду. А “твиттерные революции”, то и дело вспыхивающие в разных уголках планеты, убедительно демонстрируют, что спровоцировать шумиху в интернете не проблема для спецслужб.
Но зачем? На кой черт пиарить убогую игру, которую большинство игроков удаляют после первого запуска? Ведь благодаря недавним разоблачениям все и так уже в курсе, что современная электроника обладает возможностью следить за своими хозяевами, а личные данные из популярных интернет-сервисов при необходимости легко попадают в нужные руки. При этом большинству людей на это глубоко наплевать.
История Flappy Birds полна загадок и противоречий. Специалисты отмечают, что ничего подобного не было на мобильном рынке за всю историю его существования. Однако если продолжить фантастические размышления, можно предположить, что стремительный взлет и исчезновение Flappy Birds - может быть демонстрацией того, насколько быстро можно распространить желаемую программу, используя виральные механизмы. При этом шумиха вокруг птички несколько превзошла ожидания, и ее решили свернуть. Для этого достаточно от имени частного лица предложить ничего неподозревающему Нгуену кругленькую сумму в обмен на удаление игры и неразглашение условий сделки. Тем более, что баснословные доходы игры в размере 50 000 $ в день по результатам элементарных расчетов оказались в разы скромнее.
Теперь подведем итоги и сделаем выводы. Ситуация вокруг Flappy Birds показала, что потянув за правильные ниточки можно в рекордно короткие сроки установить желаемую игру на миллионы мобильных устройств по всему миру. Сама по себе игра может быть совершенно безвредна, а ее разработчиком может быть случайный человек в любой точке земного шара. Важно, чтобы в нее были интегрированы механизмы для размещения рекламы, посредством которых заинтересованные органы моли бы достигать поставленных целей.
Представьте, что случится, если в прессу попадет информация о какой-нибудь утечке секретной информации, аварии или не дай бог теракте, произошедшим с использованием вирусов, распространяемых программным обеспечением от Google или Facebook? Такой скандал нанесет непоправимый ущерб репутации причастной компании. Спецслужбы просто не могут так подставлять своих партнеров.
Фрагмент презентации системы слежения Prism, попавшей в руки журналистов благодаря разоблачительной деятельности Сноудена.
А вот популярная игра от неизвестного разработчика - это удобный разовый носитель. Ведь игроки, движимые любопытством, подогреваемым массовым спамом в соцсетях, сами добровольно скачивают приложение. Ну а если вдруг произойдет очередной слив правительственных секретов, приоткрывающий крышку над котелком геополитических интриг, игроки удалят подозрительную игрулину от греха подальше, но при этом продолжат пользоваться удобными “проверенными” сервисами известных компаний.
Конечно, все эти предположения относятся к области фантазий. Однако уже сейчас тенденция подключения видеоигр к идеологической борьбе запада и востока видна невооруженным глазом. Все больше популярных тайтлов, таких как Modern Warfare, Company of Heroes или Battlefield перекрашиваются в антироссийские и антикитайские цвета. А раз видеоигры начали применять в информационных баталиях, что мешает использовать их в электронной войне на невидимом фронте?