Предыстория
Когда-то, давным-давно, вышла первая Disciples, простенькая пошаговая стратегия, которую (незаслуженно, кстати) посчитали клоном "Героев" и забыли. В России ее локализовать и не думали (1999 год), пока не вышла вторая игра серии.
Одна из локализаций первых "Последователей" (выпущенная аж в 2003 компанией Snowball) называется "Меч и корона". Как им не стыдно было еще больше путать с "Героями"! Хотя локализация хорошая. "Снежки", что уж там, умеют.
Вот такая она была:
Вторая игра серии оказалась по-своему прекрасна.
"Последователи" выполняют "Темное пророчество"
Темное фэнтези. Мрачность атмосферы и неоднозначность поступков. "Добро" приносит больше зла, чем "Зло", а благие намерения приводят в ад. В мире Невендаар живут, как и принято в фэнтези, люди, эльфы, гномы, орки, русалки и даже драконы. Еще там есть нежить и демоны, которые, как поначалу кажется, всего лишь несут зло и хаос.
Вот - мирное эльфийское поселение на игровой карте:
А вот - столица Легионов Проклятых, вид изнутри:
Все, начиная от зданий на карте и заканчивая иконками юнитов, нарисовано в оригинальной готической манере. Никакой слащавости или лакированности - резкие линии, определенное благородное безумие стиля, специфическая мрачность.
Начиная от стартового окна:
... и заканчивая роликами к заданиям:
Играть можно двумя светлыми расами (люди и гномы) и двумя темными (нежить и демоны). Люди поклоняются богу Всевышнему, но подчиняются Императору. Гномы - богу Вотану, но подчиняются своему королю. Демоны подчиняются своему владыке Бетрезену, а нежить - своей богине Мортис.
В стратегии-"ровеснике", "Героях меча и магии III" сюжет был "чисто для антуража", не слишком продуман и интересен. Создатели же "Последователей" еще в первой игре серии подошли к делу серьезно, и продумали все от создания мира до нынешней политической ситуации.
Вот, например, бой нежити с эльфами. С которыми нежить, кстати, пыталась уладить дело миром:
В этой стратегии продумали, и кто такой игрок. Редкий случай. А то играешь в тех же "Героев" или в "Варкрафт", и думаешь, а кто ты им, этим юнитам на поле? Почему ты ими, с одной стороны, командуешь, а с другой, выполняешь совершенно идиотское задание? В данном случае - ты полководец Императора, гномьего короля (или королевы), Бетрезена и Мортис соотвественно. Ты выполняешь их приказы, ну а способ - уже на твое усмотрение.
Королева Яата'Халли обращается к своему народу. Да, гномки здесь носят бакенбарды, вот такая мода:
Геймплей несложен. По моему мнению, куда легче, чем в "Героях", но не лишен определенного изящества. На каждой карте у игрока есть столица, где он строит здания, нанимает героев, изучает заклинания. Каждый герой может брать себе в "команду" до пяти юнитов разного типа (воины ближнего и дальнего боя, маги, юниты поддержки), и в бою они сражаются все вместе, делая ходы по очереди с юнитами противника (очередность рассчитывается компьютером по инициативе юнитов, передвигаться они не могут). Специальный тип героев, носители жезлов, захватывают территорию с ресурсами, которые идут на постройку зданий, покупку юнитов и изучение заклинаний. Для разведки и всяких других темных дел используются герои-воры.
Каждого юнита тут можно заботливо растить и развивать, лечить и воскрешать. Это не "расходный материал", как войска в HOMM. А повышая уровень, юниты очень эффектно "перерождаются", меняя внешность и свойства.
В столицу к врагам лезть опасно - можно вот так красиво умереть:
Локализации на данный момент две. "Руссобита-М" и "Акеллы". Первая - небрежная, с кучей ошибок в текстах, но совершенно дивно переозвученная (реплики героев и голос рассказчика запоминаются надолго), вторая - более качественная, с оригинальной озвучкой (кому-то это плюс, кому-то минус).
Особенно отличилась "руссобитовская" нежить. Услышав от рыцаря смерти "Повелитель, ваши приказы гениальны", сразу чувствуешь себя великим полководцем. А как берет за душу "Ночью взошло солнце..." из финального ролика кампании за Орды Нежити...
"Возвращение Галлеана", "Восстание эльфов"... дальше - тишина.
В 2003 году к игре вышли аддоны. "Возвращение Галлеана" (оно же "Гвардия света" и "Гвардия тьмы") было полноценным продолжением кампаний оригинала, но не несло никаких новшеств, кроме чисто технических. А вот "Восстание эльфов" началось с того, что эта раса стала играбельной. Эльфы Невендаара довольно своеобразны, а уж что они творили, ведомые воскресшим Галлеаном (этот неблагодарный гад очень нехорошо поступил со своей преданной супругой, но на этом его злодеяния не прекратились)...
Обложка к "Восстанию эльфов", осень серии:
К сожалению, последний аддон выглядит незаконченным сюжетно. Так и осталось неясным, что все-таки происходит с Галлеаном и его народом, и чем закончилась та война. Была надежда, что третья игра серии ответит на этот и многие другие вопросы, но, увы, шесть лет ожидания прошли почти впустую. Третья игра серии оказалась весьма неудачной.
Быть может, сложновато после современных игр, с их графикой, поднимать игру 2002 года, но она того стоит. Надежды на то, что дух истинной серии Disciples вернется в новые игры, почти нет...