К современным играм жанра FPS постоянно предъявляются новые требования. Планка постоянно поднимается, но с каждым разом все на меньшую высоту. И нынче, чтобы перекрыть результат конкурентов, создателям игр приходится напрягать все силы своей фантазии. А с чего начиналась эта гонка? Каков был путь от мясницкой бензопилы до винтовки Гаусса? Об этом читайте ниже.
Первопроходцем жанра можно назвать практически никому не известную BattleZone, разработанную в 1980 году студией Ed Rottberg для армии США.
Прошло 10 лет и за дело взялась id Software, выпустив сначала Hovertank (1991), а потом Wolfenstein 3D (1992). Графика игр была на уровне того времени – псевдотрехмерные уровни, спрайтовые персонажи, отсутствие текстур на стенах. Технически уровни создавались только одноэтажными, а вертеть головой можно было только, глядя на мир параллельно земле.
В 1993 году id Software выпустила Doom, включающий уже наработанные идеи и дополняющий жанр некоторыми нововведениями. Качество текстур и спрайтов улучшилось… ну, то есть квадратные движущиеся горы стали чуть симпатичнее. Оружие стало визуализировано, появились небольшие перепады уровней пола. Doom стал культовой игрой, заставив совсем иначе взглянуть на человека, держащего в руках бензопилу.
Следующим шагом, приблизившим псевдотрехмерные игры к 3D-проектам стал Duke Nukem 3D (1997), снявший ограничения с одноплоскостной камеры, добавив возможность прыгать и приседать и заставив игрока исследовать многоэтажные уровни. Игра снискала впечатляющую славу, несмотря на постепенно устаревающую пиксельную графику.
Quake от мэтра трехмерных игр id Software стал настоящим откровением, потому что использовала принципиально новый движок, поддерживающий только появившиеся тогда аппаратные 3D-ускорители. Теперь локации были заполнены действительно трехмерными объектами.
В 1998 году произошло столкновение двух сильных проектов - Half-Life студии Valve и Unreal от Epic Games. Графические возможности и динамика действия Unreal совершенно изменили требования к проектам конкурентов.
С другой стороны, студия Valve впервые за историю 3D-шутеров внесла в игру серьезный научно-фантастический сюжет. До Half-Life игроки не считали, что подобные игры заслуживают того, чтобы сочетать стрельбу с шевелением извилинами. Valve доказала обратное, потому что сюжет буквально за руку привел в жанр интересные головоломки.
Следующим шагом к созданию приближенного к реальности игрового пространства была возможность разрушения игрового окружения, впервые масштабно реализованная в проекте Red Faction. Разрушаемость игровых локаций остается актуальной и в современных играх.
Medal of Honor: Allied Assault, вышедшая в 2002 году, была игрой, впервые использовавшей киноприемы, создающие впечатление интерактивного кино. Фича стала настолько популярна, что стала основой для целого поджанра игр о Второй Мировой войне. Подобные игры до сих пор выпускаются и терять аудиторию пока не намерены.
Попытка создать максимально реалистичную физическую модель игрового пространства привела к разработке принципиально нового движка, использовавшегося в Half-Life 2 (2004). Многие игровые головоломки, свойственные играм этой серии, как раз и строились на принципах физики, что делало игру по-своему уникальной.
Этот же год обозначился шумным появлением Doom 3. Буквально шокирующая для того времени графика была, пожалуй, единственным достоинством игры. Детализация игрового пространства, качественная прорисовка лиц и натуральная мимика не смогли компенсировать отсутствие сюжета. Но, несмотря на это, игра была своего рода прорывом. Пусть даже только графическим.
Удачной компиляцией передовой графики, использующей приемы бэп-мэппинга, кинематографического хоррор-сюжета, высокоинтеллектуальных противников и перманентно появляющейся в экшн-проектах фичи с замедлением времени, стал проект F.E.A.R.
Эталоном графики в настоящее время считается выпущенный в 2008 году Crysis Warhead. Сверхреалистичная графика этого проекта не терпит конкурентов, но почти как в случае с Doom 3 представляет из себя практически единственное достоинство игры.
Некоторые геймдизайнеры не решались вступать в открытую борьбу с титанами реалистичной графики и шли по пути экспериментации. Например довольно удачный проект XIII 2003 года представляет собой шутер, стилизованный под комикс. Для игры Team Fortress 2, вышедшей в 2007 году, характерна «принципиально нереалистичная» мультяшная графика. А недавний проект Mirror`s Edge предлагает несколько… нестандартный способ перемещения в пространстве плюс дает необычную для FPS возможность видеть «собственное» тело во время исполнения трюков.
В условиях такого количества реализованных идей сложно представить, что современного геймера возможно удивить. Однако, раз за разом разработчики ухитряются изобрести что-нибудь новое. Возможно, будущее за совмещением жанров? Кто знает…