Маркетинговая компания Toy-Opinion по заказу отечественного издателя и разработчика казуальных игр Alawar Entertainment в марте провела социологическое исследование целевой аудитории потребителей казуальных проектов (по словам авторов, это первое независимое исследование такого рода в России). Исследование проводилось в Москве и Санкт-Петербурге, «на которые приходится около 60% покупок казуальных игр в России». Данные получены в результате телефонного опроса и по результатам работы четырех фокус-групп; общее число опрошенных не уточняется.
Ядром целевой аудитории «казуалок» оказались замужние женщины в возрасте 20-39 лет, имеющие высшее или неоконченное высшее образование и как минимум один автомобиль на семью. Наиболее активными казуальными игроками при этом называются женщины старше 40 лет — около 10% респондентов. В общей сложности, женщины составляют 70% аудитории казуальных игр. Больше всего «понятным играм» уделяют время россияне в возрасте 30-39 лет (40% аудитории) и 20-29 лет (35% аудитории), меньше всего — люди пенсионного и предпенсионного возраста («50 лет и старше» только 5% аудитории). 14% опрошенных исполнилось от 40 до 49 лет, 6% — от 14 до 19 лет.
Самыми популярными жанрами казуальных игр являются логические игры и головоломки (38%), стратегии и бизнес-симуляторы (24%), «поиск предметов» (hidden object) и квесты (22%); еще 16% внимания игроков занято «бродилками (бегалками)». Авторы исследования отмечают, что современные казуальные игры редко можно отнести к одному жанру, как правило, это сплав нескольких игровых механик. Чаще всего при выборе игры для скачивания целевая аудитория ориентируется на жанр игры (69%), наличие четкого и понятного описания (33%) и галереи скриншотов (25%), при этом мужчины часто предпочитают игры со знакомыми названиями и персонажами (14%).
Основными причинами, по которым люди отдают предпочтение именно казуальным играм, были названы желание отдохнуть (36%), возможность занять свободное время (25%), отвлечься от повседневных дел (23%), снять стресс (6%), добиться результатов (5%). Еще 3% опрошенных играют просто «из интереса», 2% пытаются развить свое логическое мышление. 30% респондентов играют в казуальные игры дома, 33% — в дороге, 33% — у друзей и лишь 4% — на работе (то есть называть казуальные игры «офисными» не совсем корректно). В рабочее время больше всего в «казуалки» играют мужчины-руководители. Практически каждый день на казуальные игры не жалеют времени 29% опрошенных, 1-2 раза в неделю играют 24% респондентов, 2-3 раза в неделю — 15%, раз в неделю — 9%, раз в месяц — 13% (оставшиеся 10% играют реже, чем раз в месяц).
«До этого мы самостоятельно проводили опросы среди посетителей, но такая масштабная работа была проделана впервые», — прокомментировал результаты исследования директор по развитию Alawar Entertainment Роман Поляк. Более подробная информация об итогах исследования будет озвучена на КРИ-2009 в рамках круглого стола «Новые правила: казуальные игры в эпоху перемен» (16 мая, с 15:00 до 16:50 в зале «Венера»).