Любой человек, искренне восхищающийся кинематографом, вам скажет: все, что снято о гангстерах после 1990 года, по большому счету, имеет к классической мафии весьма опосредованное отношение. Если кто не знает, на рубеже двух заключительных десятилетий 20-ого века один прекрасный американец итальянского происхождения по имени Мартин Скорсезе в своих «Славных Парнях» сначала воспел, а затем окончательно похоронил под кучей избитых жанровых клише — по-хэмфрибогартовски наигранных прищуров в камеру, искалеченной южным акцентом английской речи, необъяснимой жестокости, поданной в слегка шутливой форме — образ романтического героя в пальто и шляпе с автоматом за пазухой. Все, что было позже — ностальгические, пусть и временами весьма достойные, попытки воскресить то, что уже давно воскресить невозможно.
Развенчание мифа об извращенной форме американской мечты и о людях, навсегда разрекламировавших знаменитое изобретение мистера Томпсона, в игровой индустрии, как сейчас понимаешь, состоялось 12 лет спустя, в самом дебюте нового тысячелетия. В 2002 году студия
С тех пор прошло восемь лет, а каким образом менять взгляды массового игрока, было не совсем понятно. Даже «боги» из
В первые несколько часов, Mafia II — лучшая игра на свете. Даже невнятный пролог — зарисовка о тяжелых буднях сицилийского народа во время самой воспетой в искусстве войны в истории, в финале которого на танке появляется фантастический местный дон, внешне напоминающий постаревшего, простите, режиссера Феллини, — не способен изменить этого мнения. Во второй главе, когда вы оказываетесь в плену могучего и красивого мегаполиса Эмпайр-Бей, по заверениям разработчиков, являющимся внебрачным ребенком Нью-Йорка и Сан-Франциско, а на самом деле местами почти неотличимого от родного города всех отечественных хипстеров — Санкт-Петербурга, — испытываешь вполне уместное восхищение от проделанной чехами работы. Кажется, что город живет самостоятельной жизнью, независимо от того, приехал бы туда Вито Скалетта — главный герой игры — или нет.
Уже на вокзале, не успев как следует подышать эмпаербэйевсим воздухом, Вито — к слову, почти точная копия Роберта Де Ниро в молодости — попадет в объятия старого друга детства Джо. Маховик истории начинает постепенно раскручиваться по вполне знакомому для данного жанра игр сценарию: душевные посиделки в баре, трогательная встреча с мамой и сестрой, поиск оплачиваемой работы. Но как это часто бывает, — моя матушка предлагает более веское объяснение: фильма (игры) бы не было, — в предсказуемый ход событий вмешивается судьба, и Вито, узнав, что на его семье висит папашкин долг в 2000 долларов, вместо легальной работы в порту, соглашается стать компаньоном Джо в его криминальных делишках. Кажется, ничего и не изменилось с тех пор, как в детстве они грабили местные продуктовые лавки. Единственное отличие — возросли ставки, и теперь, «благодаря» своим проказам, они могут стать частью одного из трех влиятельных мафиозных кланов, заработать денег, купить просторный дом в пригороде, — в общем, осуществить мечту любого здравомыслящего человека на Земле.
Прогуливаясь по лабиринтам оживленных улиц Эмпайр-Бэй впервые, тебя преследует навязчивое желание остановиться и понаблюдать за прохожими. Местные жители совсем не обращают на привлекательного сицилийца внимание, а уличное шуршание подается как вереница любовно срежиссированных виньеток: в одном из переулков подвыпивший муж уговаривает свою жену впустить его домой, на заднем дворе за вашим домом парень играет с собакой, полицейский разговаривает с боссом по телефону. Моя любимая сцена — та, в которой капризная «хранительница очага» закатывает глаза и ругается с любимым за то, что он — «ее опора в этой жизни» — не может привести в чувства семейный автомобиль. Очарованный таким любовным отношением к деталям — здесь надо вспомнить несколько поверхностный, но все же весьма меткий саундтрек, напичканный хитами 40-50 годов, бодрые и очень смешные монологи радиоведущих, вещающих на весь Эмпайр-Бэй о ваших гангстерских «достижениях», аккуратные витрины — не плоские фотообои, а настоящие полигональные инсталляции — и много чего еще, — ты не в состоянии в первые часы поверить, что в своем рвении воспроизвести послевоенную Америку с ювелирной точностью, ребята из 2K Czech чуточку перестарались. Ближе к середине игры понимаешь, что у них получился не самодостаточный оммаж к какому-нибудь «Крестному Отцу» или воспетому в игре «Мальтийскому соколу», а своеобразный ремейк трагичного «Шоу Трумана», — правда, начисто лишенный эмоций, глубины и здравого смысла.
Быстренько пролистав несколько глав Mafia II, все эти наигранные и одинаковые сцены с участием местных жителей начинают откровенно раздражать. Впрочем, пока мы выполняем обязательные задания, после которых Вито почему-то всегда просится спать, вменять более или менее вразумительные претензии неодушевленным пешеходам-марионеткам — занятие, скажем честно, вряд ли не бесполезное. Но стоит только нечаянно подставиться по шальную пулю, и продолжить свое путешествие в материально обеспеченную неизвестность с ближайшего чекпоинта, как тут же вас сразит настоящим ударом под дых. Проходя по знакомым улицам, вы раз за разом будете утыкаться в одни и те же сценки с простыми прохожими — почтальонами, неприметными клерками, пьяницами, какими-то бакалейщиками — в главной роли. После десятикратно пройденного маршрута, как железобетонные декорации Эмпайр-Бей в вашей голове начнут трансформироваться в картонные перекрытия, после 20-ой неудачи — начнется паранойя и станет казаться, что за хрупкими перегородками, находится команда телевизионщиков, а в самых неприметных местах на улицах расставлены камеры, настолько ненатурально выглядит «жизнь» на улицах города. И все происходящее внутри Mafia II, разумеется, транслируется на реальный мир, в котором вы, в отличие от Эмпайр-Бей, настоящая знаменитость. Но туда путь закрыт, как бы вам ни хотелось обратного. И вот в этот самый момент густонаселенные, манящие мерцающими неоновыми вывесками, улицы мегаполиса начнут превращаться в огромную театральную площадку, люди — в наемных актеров, а действие — в бесполезную беготню, воровство автомобилей и стычки с продажными полицейскими.
Подобные спазмы преследуют и сюжет Mafia II. Несмотря на всеобщую бессмысленность происходящего, некоторые диалоги и сцены прописаны мастерски и смогут дать фору даже гениальным комическим куплетам в исполнении одного из героев повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке не считая собаки». Никогда не забудется и крылатая фраза: «You are doctor? No, I'm a fucking painter», — при огромном желании, способная стать грустным слоганом игры. Но это возможно, если пересказывать события каждой из 15 глав друзьям за кружечкой пива в баре, по отдельности, как очередную смешную байку. Правда, в отличие от того же Alan Wake, сюжет которого оживал на глазах, лишь стоило игроку придерживаться заранее спланированной схемы: 1 сеанс игры — 1 эпизод, — в Mafia II каждая миссия — отдельный рассказ, зачастую почти не связанный с остальными главами игры. В итоге мы попадаем в непроходимое чистилище из коридоров, наводненных глупыми головорезами, посиделок в душных барах, воздух в которых может хвастаться, что в нем почти в идеальной пропорции смешан аромат виски и сигарный дыма, и бесконечных поездок на автомобилях из одного конца города в другой.
В финале Mafia II я вдруг уразумел, что совсем не знаю Вито. Кто он, чем занимался в детстве и юношестве — кроме службы в армии и маленьких «щалостей» в компании Джо, — и самое главное, — что он любит покушать, какие девушки ему нравятся, его любимый фильм или книга. Игра с нами делится лишь обрывками информации о мистере Скалетта: он любит спать, неукоснительно лебезить перед боссом и укладывать глуповатых верзил при помощи двух кнопок на геймпаде и собственных кулаков. Сценаристы проглатывают, с жадностью главной героини фильма «Челюсти», целые смысловые куски, от чего многие сюжетные ходы просто никуда не ведут, оказываются абсолютно бесполезными. Во время прохождения набирается целая лукошка вопросов, ответов на которые в Mafia II просто нет. Почему, соглашаясь на любое поручение босса, уже после, в машине, на полпути к месту назначения, Вито заводит один и тот же разговор про «адскую работенку» и про то, что «вот он дурак, что на нее согласился»? Для чего надо отправлять главного героя в кровать в финале каждой главы? Что все-таки случилось с его сестрой, и при каких обстоятельствах умерла мама? И, что, наконец, происходит, черт побери, между тремя мафиозными семьями в Эмпайр-Бэй? В DLC, хочется верить, разработчики все же смогут заполнить хотя бы некоторые пробелы в истории, но есть большая вероятность, что к тому времени, когда это произойдет, приключения Вито и его друзей окончательно выветрятся из памяти.
Когда тебе отказывает девушка на выпускном балу, как-то некрасиво рассуждать о том, что она была вообще-то страшная, но я, как вижу, придется. Сиквел «Мафии», даже если закрыть глаза на вышеописанные недостатки, не совершенен: миниатюрный радар, отсутствие побочных квестов и free ride режима, скучные, линейные миссии — это список можно расширить еще несколькими примерами, но стоит ли? Куда полезнее будет поговорить о достоинствах проекта, тем более что совершенно невозможно их игнорировать.
Если в первые часы Mafia II огорошивает вас таким количеством радости, что она мигом теряет свою ценность, то ближе к развязке, когда степень вашего равнодушия уже невозможно измерить известными человеку цифрами, глаз сам начинает цепляться к каждому редкому «вау» на горизонте. Ты открываешь в восхищении рот, когда модный герой современности — PhysX — разносит при помощи автоматной очереди у вас на глазах в мелкую крошку штукатурку колонны. Твои ладошки покрываются потом в тот самый момент, когда из динамиков в салоне автомобиля раздается голос Френка Синатры. Ты нервничаешь вместе с главным героем — почти единственный момент в игре, когда это происходит — в ожидании приглашении на церемонию вступления в семью. Сходишь с ума от красоты автомобилей, одежды, высоченных американских небоскребов. В веренице равнодушных для нормального геймерского восприятия заданий, запрятаны совершенно крышесносящие моменты — перестрелка на ликероводочном заводе, алкогольный ужастик с ночным закапыванием трупа — опять привет, правда-правда в последний раз, «Славный Парни» и, как подсказывает коллега с «обманчиво добрым взглядом», «Сопрано», — и наконец, резня в азиатском притоне. Все это — неотъемлемые кусочки Mafia II, но не она сама. Это — вырванные странички из учебника истории, которые, даже если все люди на планете в один и тот же момент этого очень сильно захотят, никогда не станут отличной, цельной игрой, какой является оригинальная «Мафия».
Сиквел, и в этом и сила и слабость продолжения, не имеет к той самой «Мафии» почти никакого — за исключением, может быть проспойлерованной 14-ой главы — отношения. Задача игрока проста — не возводить заранее творение 2K Czech на пьедестал, иначе велика вероятность, что вы от разочарования бросите игру уже спустя несколько часов, либо до финальных титров будете в ней копаться, пытаясь найти хоть что-то отдаленно заслуживающее эпитета «гениально». В любом случае, мы же понимаем, что во всем виноваты «нехорошие дядьки» из Rockstar. Если бы не их умение, помноженное на огромный талант и усердие, то гляди и Mafia II воспринималась совсем иначе. А пока могу сказать, что готов ждать еще 8 лет, лишь бы у 2K Czech получилось-таки войти в одну и ту же реку во второй раз. Скрестим пальцы. [7]