Есть несколько тем в игровой индустрии, которые всегда меня цепляют. Одна из них — море. Я никогда не читал Стивенсона, не открывал «Капитана Блада» да и исторически эпоха пиратства, торговли и ост-индской компании меня не интересовала.
Но в играх — черт пойми почему — я просто обожаю смотреть на море, править кораблем и подолгу плыть из одного грязного порта в другой. Я будто дышу этим соленым на вкус воздухом.
…Ну а теперь к игре. Сегодня мы поговорим об экономической стратегии «Ост-Индская компания». Про этот проект я кратко уже писал в обзоре игровой индустрии и всего сопричастного. Но то было, если так можно выразиться, легкое превью из двух-трех впечатлений, а теперь уже вполне обычная категоричная рецензия.
Покупаем-продаем — очень весело живем
«Ост-Индская компания» — это экономическая стратегия в реальном времени с умной паузой и возможностью ускорять время. Нечто подобное есть в серии «Европа» от Paradox. Игрок управляет одной державой и должен привести ее к победе. Причем выиграть можно, либо посылая в противников лучи добра (то есть, вы просто лучше торгуете, быстрее возите товары и никого не трогаете), либо познав темную сторону силы и топя все, что плавает не под вашим флагом. Можно захватывать порты и устраивать битвы на море (присутствуют тактические бои как в Empire: Total War). Но все действия в игре происходят только на воде, «сухопутной» составляющей нет.
Если сравнивать «Ост-Индскую компанию» с другими проектами, то напоминает она частично «Порт-Рояль» и Empire: Total War, где убрали все, что происходит на земле. То есть, в основном нам приходится просто перевозить товары, строить новые корабли, чуть-чуть развивать колонии и воевать с противниками.
Надеюсь, теперь вы примерно представляете, что это за игра и к какому жанру она относится. И значит, мы можем спокойно перемывать ей косточки, хвалить, ругать или спускать в унитаз.
Первые шаги
Перед началом игры нам, как водится, предлагают выбрать одну из наций, которую мы и хотим сделать самой сильной, влиятельной и няшной во всем мировом океане. Правда, в главном меню ничего не сказано о плюсах и минусах стран. Лишь флаги и лица вождей меняются, а вот какие достоинства у Англии и недостатки у французов — бог весть.
Помимо страны, надо определиться и с типом кампании. Можно начать с 1650 года или с 1700. Выбрать борьбу за ресурсы или победу силой. И разница между всем этим — внушительная.
Так если вы играете англичанами с середины XVII века, то вам доступен всего один порт, один корабль и горе-капитан. Правительство даст немного денег, поручит простенькое задание да пожелает счастливого пути. И мировое господство придется строить с нуля. На шхуне. Плаваете, покупаете пряности в Индии, потом долго и упорно везете их в Англию… Десять раз туда-обратно сгоняете, и денег на новый кораблик авось наберете. Купите себе шхуну…. и захват вселенной станет на один шаг ближе.
Если же вы решите сыграть за Испанию в начале XVIII века, то все будет выглядеть не так мелко, медленно и невразумительно. У вас уже не один капитан — а десять. И далеко не на шлюпах они плавают. Каждый командует целыми армадами, на которые даже сейчас побоялись бы нападать сомалийский пираты. И портов у вас — штук семь-восемь. И в каждом производятся очень важные товары, на которые давно поглядывают конкуренты. Совсем другая игра, совсем другие ощущения.
Не все так гладко
Звучит лихо, да? Торговля, жестокая конкуренция, безжалостный раздел Индии и Африки, эпичные морские сражения, где нам разрешат даже поуправлять отдельно взятым корабликом. Этакий сплав «Пиратов!», «Корсаров» и «Порт-Рояля».
Но почему игра утомляет, почему хочется спать, разыграть партейку в покер, убрать в квартире, но не заниматься столь увлекательной войной на море? А давайте взглянем, из чего состоит «Ост-Индская компания».
Начнем с ранних эпох. Заходим в игру, получаем в распоряжении шлюп и приказ от командования: «Перевезите из Индии 50 тонн чая, фарфора, пряностей и ткани». Если мы все это сделаем за 15 лет — честь нам и хвала, компания получит много денег и жить всему населению Земли станет весело и вольготно. Мы рады такой перспективе и стремительно бросаем выполнять поручение. Нам надо найти на карте Индию (2 секунды), подобрать порт с необходимым товаром (4 секунды), отправить туда корабль (3 секунды) и ждать, пока он приплывет, загрузится товаром и двинет обратно (10 минут). Как только мы это сделали, все повторяем вновь. Только за одним исключением — на поиск Индии и выбор порта теперь тратится в два раза меньше времени, ура!
В таком духе придется играть час-другой. Потом вы купите себе еще два-три маленьких торговых корабля, и плавать можно будет немного быстрее. Особенно если судна ходят не вместе, а с трехминутным промежутком.
Но действия всегда одинаковые, корабль приплывает, мы заходим в порт (о да, на глобальной карте нельзя устраивать куплю-продажу, а потому все замирает, мы подолгу тыкаем на клавиши в городе, все очень неудобно, долго, надоедливо, КОШМАР!), боремся с меню, загружаем товары, вновь выходим на глобальную карту и ждем. После чего повторяем все еще раз.
Это основа, тем, чем надо заниматься большую часть времени. Грубо говоря, сюжетная линия. Но есть еще и второстепенные задания, которые должны разнообразить игру. Так нам порой предлагают взяться за то или иное задание. Например, аноним просит доставить письмо в один из жарких портов Африки. Действия следующие: ищем нужный порт (от 10 до 40 секунд), выбираем капитана и судно для доставки груза (поскольку надо заходить в город и бороться с тупым интерфейсом — 4 минуты), отправляем корабль (3 секунды), ждем (5-15 минут). Очень увлекательное дополнительное задание, не правда ли?
Есть, правда, что-то и пооригинальнее. Например, нам дают эскадру очень крутых кораблей, которые мы еще долгие годы не сможем строить, и просят захватить любое индийское поселение. Выбираем одно из, отправляем туда войска и после — мгновенно узнаем, что победили. Проиграть невозможно, мы ведь выполняем сюжетное задание, где флот дало командование и никак улучшить его нельзя. Только либо отдать приказ нападать, либо не отдать. Второе, впрочем, приведет к Game Over.
Взрослая жизнь
Ладно, пускай. Скучно строить торговую империю, рутинно. Это даже логично. Тогда, по идее, когда она уже готова и начинается великая борьба за каждый клочок земли возле моря — должно быть очень весело. Так ли это?
Если запустить год этак 1700 (а не дойти до него самостоятельно), то сначала придется долго разбираться, что вообще происходит. Куча каких-то людей у нас под управлением, все на кораблях, провинции везде, где только можно. Голова идет кругом.
Но когда вы разберетесь, чем занимается компания, и какие стоят перед вами цели (а не разобраться сложно), можно приступать, по мнению разработчиков, к самому интересному — войне. В экономических стратегиях она всегда выглядит немного смешно. Ну или забавно. Демиурги обычно делают бои ненавязчивыми, простенькими и быстрыми. Этакий придаток. Но в «Ост-Индской компании» все не так. Здесь можно лично руководить флотилией и управлять отдельно взятым кораблем. Прям настоящие «Корсары». Но только кастрированные и скучные…
Ветер практически не играет никакой роли, тип парусов — тоже. Я пытался убежать от пиратской шебеки, идя по ветру (она, напомню, по направлению ветра едва ли двигается — паруса-то косые), и что вы думаете? Она оказалась быстрее, ведь в параметрах у нее стоит скорость выше…
Я очень много играл в «Корсаров», где-то год провел в Pirates of the Burning Sea, очень люблю «Пиратов!». На кораблях сражаюсь уже лет десять. Так вот в «Ост-Индской компании» представлены одни из худших морских боев. Мне могут возразить, что де они специально упрощены. Но посмотрите на аркадные сражения в «Пиратов!». Они там превосходны. Пускай все-таки и надоедают со временем, но все же диво как хороши.
Здесь же перед нами совершенно тупой AI, идиоты-союзники и уродливое море, на которое просто неприятно смотреть (повторю, я играл в PotBS, там была ужасная детализация воды, но и она — гораздо краше) и совершенно страшные корабли.
Да и вообще абсолютна вся игра — уродлива. В ней нет ничего красивого, кроме загрузочных картинок. Здесь ужасные порты, нарисованные тусклыми красками и засунутые в убогейший трехмерный движок. На глобальной карте нет ни единой красивой вещицы, за которую бы зацепился взгляд.
Но и даже графика не главное, игра просто сама по себе крайне непродуманна. На глобальной карте не учитывается направление ветра. То есть, корабли плавают в любую сторону с одинаковой скоростью. Погода тоже не меняется, всегда солнечно и ясно, а в бою — небольшой шторм.
Теперь о чисто экономической составляющей. Здесь около 10 товаров. Думать о том, какой и где покупать нет смысла. Вы просто отправляете корабль в порт, берете продукцию, которая приносит наибольший доход (прям в меню купли-продажи обозначено, какая будет прибыль после того, как вы привезете гостинцы домой). Цены меняются очень редко и нажить состояние просто элементарно. Так я, например, озолотился на вывозе пряностей из одной своей колонии. Пускал туда сначала два маленьких кораблика, потом на вырученные деньги купил большой, потом два таких, три… За один рейс я зарабатывал около полумиллиона. При том, что правительство за важнейшие задания платило тысяч 50 максимум. В среднем — 20. И это — в экономической стратегии! В «Возвращение легенды» все было гораздо продуманнее и сложнее. Что уж говорить о «Порт-Рояле» или любой другой игре, где торговля — основа. Здесь нам не надо думать. Все выполняется автоматически, интуитивно. Так в чем, черт побери, смысл?
Ах да, не забудем еще то, что единственное отличие всех стран друг от друга — это их географическое положение. Кому ближе плавать в Индию, тот и на коне. Больше ничего.
С горем пополам я провел за этим «увлекательнейшим» проектом несколько дней и дошел до более-менее интересной стадии. Когда враги таки начинают активно соперничать, цены резко меняются и нам приходится отбивать порты, дабы обеспечить себя ресурсами. Но потраченные часы жизни — этого не стоили. Для меня игра стала эталоном уныния. Кто-то скажет, что это просто вот такая стратегия. Очень простая, легкая, где не надо сидеть с калькулятором и записывать сотни наименований товаров. Быть может, это такой новый жанр. Но по мне — «Ост-Индская компания» просто скучная. Когда все миссии сводятся к «привези из точки А в точку Б вот именно этот товар за столько лет, что ты пешком успеешь из Лондона в Индию добраться», то мне кажется, это просто халтура. Извините те, кому проект понравился, но я, кроме как матерно, больше никак о нем говорить не могу. И как сказал на одном форуме защитник сего чуда: «Ну, зато здесь нет надоедливого Джека Воробья!». Вот. Такие достоинства у игры.
…В ней еще и не про Вторую мировую и не про Американскую Демократию. Что, конечно, тоже плюс…