После первого успеха "Фантастической четверки" в 1962-м редактор и писатель издательства Marvel, Стэн Ли, задумал создать нового супергероя. Комиксы очень нравились подросткам, поэтому было решено, что новый персонаж будет примерно их возраста. В одном из старых журналов 1930-х публиковались истории о борце с преступностью по кличке "Паук". Стэну оставалось лишь обратить внимание на ползущую по стене муху, чтобы все черты новой легенды окончательно оформились. Глава компании настороженно отнесся к подобной инициативе, и было время, когда всерьез подумывали прозвать ее "Человек-Муравей", но все же автору дали шанс, и в том же году в 15-м выпуске журнала "Удивительное фэнтези" вышла первая история. На два десятилетия позже некий художник, Джек Кирби, стал утверждать, что это он вдохновил мистера Ли на его идею своей, на что последний ответил, что до всего додумался сам.
Удачливый 15-й выпуск побил рекорды продаж. В 1963-м стартовала отдельная серия, а к 39-му выпуску талантливого друга покинул его напарник и художник - Стив Дитко. Популярность героя росла так быстро, что администрация президента Никсона попросила донести через нее до читателей информацию о вреде наркотиков. Ассоциация цензоров из Comics Code Authority была против такой навязчивой социальной рекламы, но представители Marvel ее ослушались и пустили новые номера в продажу. На страницах Marvel Team-Up персонаж выступал в паре с другими героями издательства, но также и заполучил сольные сборники. В общем, Человек-Паук принес много денег своим создателям и продюсерам, пробился на телевидение и в Голливуд, где три фильма о нем, в общей сложности, собрали около 2,5 миллиардов долларов при совокупном бюджете в 600 миллионов.
Помимо новых версий шахмат, карт, фигурок (тут уступить пришлось лишь Бэтмену), а также "Монополии" и пинбола о герое вышли десятки видеоигр, минимум, на 15-ти различных платформах. Первый развлекательный проект (1978) был текстовым квестом в рамках трилогии Questprobe, порт которого расширил аудиторию в 1984-м. Двумя годами ранее создатели "Монополии", Parker Brothers, помогли издать первую аркаду. В 1989-м персонаж дебютировал на Sega Mega Drive в Revenge of Shinobi, авторы которой не удосужились спросить разрешения у Marvel, довольствовавшись указанием фирмы в титрах. В последнем десятилетии XX века случился бум в индустрии комиксов, перекинувшийся и на игровые адаптации.
В аркады стали добавлять простейшие загадки, а премьера какой-либо новой консоли обязательно сопровождалась новым продуктом о Человеке-Пауке. Эпизоды различных линеек росли, как на дрожжах. Графика с каждым разом становилась чуть лучше, а приключения - длиннее. Особой привычкой было сталкивать героя с его приятелями и недругами из портфолио Marvel, которая в это время пыталась запихнуть старые книжные выпуски на CD-диски и продать повторно. Долгое время больше всех везло тем поклонникам, кто обладал приставкой. В 1995-м был выпущен видеоредактор, чтобы из мультипликационной нарезки пользователи могли создавать свои сюжеты. Последние 5 лет XX века на почве выпуска аркад активно трудилась Capcom, а в 1996-м вышел еще один несложный квест - Spider-Man: The Sinister Six. Стэн Ли в Marvel Activity Center (1997) учил детей делать комиксы, но вскоре пришли и темные времена.
В конце 1990-х Marvel чуть было не обанкротилась, и Человек-Паук залег вместе с ней на дно, но все обошлось, и новые доходы помогли остаться на плаву. Тогда было принято решение вырваться из-под влияния Comics Code Authority, а затем и зарегистрировать права на все виды экранизаций своих героев. Заодно было подписано соглашение с Activision (на рынке с 1979-го), которая и по сей день является бессменным издателем соответствующих видеоигр. По случаю триумфального возращения, решили сделать еще пару продуктов из серии Spider-Man. Первый оказался успешным и в 2001-м пришел, наконец, на PC. В 2002-м вышел первый фильм, по нему выпустили игру для многих платформ, где впервые разрешалось летать по городу в духе супергероя. Критикам все понравилось, поэтому к сиквелу подготовились основательно и Spider-Man 2: The Game снова нашел своих фанатов, преимущественно, на приставках. Детям досталась серенькая Spider-Man 2 Activity Center. В 2003-м герой пришел и на экраны мобильных телефонов усилиями Sony Pictures Mobile, за ней последовали викторины, на пару лет позже - Spider-Man & Friends (PC) и Spider-Man Print Studio, чтобы еще и календари изготавливать.
С 2005-го решили покорять новую планку качества. Сначала вышла Ultimate Spider-Man, потом - Marvel: Ultimate Alliance и Spider-Man 3. На этом кинематографический материал закончился, хотя продюсеры подтвердили, что нас ждут еще как минимум 3 фильма, а к четвертому сценарий пока пишет Джеймс Вандербильт ("Зодиак"). Правообладатели решили ковать супергероев, пока горячи, и в отрыве от Голливуда создали еще одну игру - Spider-Man: Friend or Foe. Ее приставочные версии подготовили канадцы из Next Level Games (NHL Hitz Pro и Super Mario Strikers), а компьютерный порт отдали на откуп многоуважаемой Beenox, принадлежащей Activision, и с 2002-го промышлявшей аналогичным занятием. Игра по мультику "Би Муви: Медовый заговор" - тоже их мышек и клавиатур дело. Никак у Beenox не хватит времени, чтобы хотя бы название выдумать для собственного продукта о Джеймсе Бонде, запланированного к выпуску на PC и Wii в будущем году.
Сюжет Friend or Foe балансирует на грани абсурда и вовлекает в происходящее большое количество разных героев, взятых откуда только было возможно. Собрался, было, Человек-Паук в очередной раз побить на одной крыше не только Зеленого Гоблина, но и Доктора Октопуса, Песчаного Человека и Венома с помощью Гэри Осборна, как вдруг налетел ветер, и все злодеи исчезли, а вместо них появились призрачные фантомы. Питера от захвата спас летающий корабль организации "Щит", где давно командует полковник Ник Фьюри. Этот герой был придуман в издательстве Marvel, как секретный агент времен Второй мировой, но позднее превратился в многофункционального шпиона и вошел в футуристическую эру. На Земле в очередной раз разбился метеорит. Создается впечатление, что космическому мусору больше падать негде. Как сразу выясняется, это был злой умысел, разбросавший по планете пять осколков, которые Паркер должен собрать, обезопасив окрестности. Однако герой и не догадывается, что все его бывшие и нынешние недруги были загипнотизированы таинственным недоброжелателем и будут мешать супермену восстановить закон и порядок во всех переулках мира. В рамках секретного проекта "Побоище" придется бросить вызов могуществу Мистерио, ставшего новым узурпатором.
Обучающий режим не предусмотрен, а черно-белый мануал включает всего-навсего 6 страниц, где самой полезной информацией оказывается раскладка кнопок. Авторы спешили, поэтому в компьютерной версии руководства осталась целая глава, посвященная взаимодействию с контроллером на Xbox. Единственным игровым режимом является кампания, от которой потом отделятся различные ее этапы, что разрешат пройти заново, если возникнет такое желание.
Как и в большинстве аркад, у героя есть главная база, где можно коротать время между миссиями, коих тут наберется на два десятка. Придется посетить промышленный квартал в Токио, а также Египет, Непал и кое-что еще, чтобы докопаться до истины. Перед началом нового уровня можно взять себе напарника. Сразу после старта открыта только Silver Sable, но далее к вам примкнет еще десяток персонажей: некоторые по своей воле, а других прежде придется побить в нечестном бою.
Геймплей напоминает типичную аркаду, лишенную упражнений на ловкость рук. Вы почти не найдете здесь ни хитроумных ловушек, ни трудоемких прыжков, ни взаимодействия с движущимися объектами, ни лазания по канатам. Все оказывается намного проще. Из точки A нужно добежать до точки B, попутно останавливаясь во многих промежуточных пунктах (аренах), чтобы разделаться с оппонентами, прежде чем двинуться дальше. Иногда путь движется вверх, как в главный офис лаборатории, а другое время - вниз, когда герои спускаются с крыш.
Главными врагами являются фантомы, которые бывают мелкими и летающими, небольшими прямоходящими, средними железобетонными и гигантами-тяжеловесами. Первые погибают от атаки сразу, вторые держатся на секунду дольше, третьим хватит пары мгновений, а с последними придется немного помучиться. Весь уровень вы путешествуете вместе с выбранным напарником, который пытается хотя бы как-то вам содействовать, но делает это так вяло, что еще раз оправдывает заголовок статьи. Пока вы одолеваете десяток супостатов, хорошо, если союзный AI справится хотя бы с одним, а еще он обожает неотступно следовать за вашим героем повсюду и даже готов совершить за ним глупый и смертельный прыжок в пропасть.
Основных боевых приема два: удар и специальная способность. При этом все приятели Питера на фоне его блистательной паутины смотрятся несколько вяло. Кроме этого, допускаются и различные комбинации атак, что можно проделать тройным нажатием одной клавиши, двойным с кнопкой движения, или выполнив финт в прыжке. Лучше всего в игре представлен Человек-Паук. Он летает, отскакивает от стен, захватывает врагов в сеть, заставляя их танцевать брейк-данс и отбрасывая в ближайшую яму. Между двумя персонажами на уровне можно в любое время свободно переключаться. Кроме этого, они бессмертны и после истечения запаса здоровья воскресают в том же месте, где погибли, словно и не умирали вовсе. Более того, это не несет каких-либо штрафов и, вообще, делает сомнительной необходимость многих прочих возможностей. Сложность же, естественно, получается детская, портит удовольствие от развлечения, поскольку не стимулирует беречь героя.
Схватки с боссами однообразны. На фееричной арене, где все мелькает и светится, нужно одолеть исполина, уменьшив запас его шкалы жизни до нулевой отметки. Как правило, шеф защищен защитным полем, и его придется вначале отключить или действовать, когда противник открывает свое слабое место. Тут и понадобится еще одна функция - подбирать с земли любой объект вроде ящика или бочки с взрывчаткой и швырять в конкурента, причем, наводка зачастую осуществляется автоматически, если вы успели развернуться в правильную сторону хотя бы приблизительно. В это время вас, вполне вероятно, будут жестоко обстреливать изо всех углов.
Из противников и капсул, что нужно разбивать по ходу прохождения, вываливаются монетки. Они впоследствии тратятся на прокачивание способностей героя. Его можно сделать выносливее, сильнее или просто увеличить запас прочности. Также Питеру дозволено улучшать свои паучьи навыки, дарующие бонусы в стычках. Так, за несколько сотен очков можно заказать вызов ядовитого облака после опрокидывания на землю врага конкретного типа. Вирус будет заражать окружающих и поможет побыстрее пройти любую арену. Кроме этого, в магазине разрешают прикупить временные усилители, такие как лекарство от ранений, эффект более мощного удара или даже неуязвимость, смысл которой тут не очевиден.
Если вы проявите внимательность и на развилке всегда будете исследовать оба пути, то обязательно найдете кристаллы ДНК. На базе он откроет секцию призового контента, куда относится набор картинок и видеороликов. Из последних можно выделить фрагменты нового мультсериала - The Spectacular Spider-Man, что выйдет на экраны телевизоров только в марте и был снят по одноименной серии комиксов. Цель продюсеров понятна: раскрутить новинку и собрать благодарных телезрителей еще до премьеры. Если вам попадется камень-ключ, то ищите рядом потайную дверь. Она приведет к секретной арене, где после победы над всеми оккупантами (другой исход вряд ли возможен), она же откроется в меню, чтобы позднее вы тренировались там в одиночестве или сражались с другом.
Управление позволяет изменить только главные кнопки движения и удара. Поскольку после первых минут понимаешь, что единственная успешная тактика - не отпускать зубодробительную кнопку никогда, то новую клавиатуру лучше приобрести заранее. Желательно наличие геймпадов, тогда в любой момент приключения к вам с удобством сможет присоединиться человеческий игрок на роль второго номера и со своим счетом светящихся монеток, чтобы достижения не смешивать. Пополнение счета ускоряется, если активно комбинировать приемы и помогать другу добивать оппонентов. Когда приятель вам надоест, вызовите его персонажа на дуэль и побейте, чтобы показать, кто самый умелый - вот и весь мультиплеер.
Трехмерную графику с небольшой натяжкой можно отнести к достоинствам. Тут можно найти качественные и складно анимированные модели персонажей и поначалу вдохновляющие масштабом локации. Позднее возникает чувство, что карты создавалась под копирку по единым шаблонам, где меняется лишь фон горизонта. Взрывы, симпатичные видеоролики и яркие спецэффекты прилагаются. Противники, усилиями Питера, летают по аренам как рой пчел, перемещаясь из угла в угол, пока окончательно не сгинут.
Звуковые эффекты примитивны, а саундтрек вышел непримечательным, хотя бодрые мелодии в стилях техно и духе индастриала напоминают, что в выходные надо все-таки выбраться в ночной клуб, чтобы послушать более приятную музыку. Озвучивание вышло не в пример лучше, за что благодарить следует опытных актеров. Джон ДиМаджио, неподражаемый голос Бендера из "Футурамы", говорит за Рино; Кэт Крессида, бармен из "Вавилона 5", оживила бортовой компьютер, не обделенный чувством юмора, с которым написаны некоторые диалоги. Робин Дауни (Мистерио) - известная личность в мире видеоигр, поскольку работал на дубляже десятков персонажей, включая принца в Prince of Persia: Warrior Within и адмирала Империи в Star Wars: Empire at War. Куинтон Флинн (Веном) знаком нам по второстепенным лицам из Command & Conquer и Call of Duty. За Silver Sable говорит Дженнифер Хейл, которую можно было услышать в оригинале мультика "TMNT: Черепашки-Ниндзя". Роджер Джексон (Зеленый Гоблин) отметился в Star Wars: Republic Commando, The Sims 2 и вещал за серийного убийцу в трилогии "Крик". Человек-Паук - Джеймс Тейлор, т.е. Оби-Ван Кеноби из Star Wars: Clone Wars (анимационного сериала, разумеется). Пускай, и не "звезды" первой величины, но свое дело они все знают хорошо.
Spider-Man: Friend or Foe - попытка напомнить, что супергерой не собирается уходить в отпуск и спокойно ждать, пока о нем снимут новый фильм. Возможно, до его премьеры мы увидим еще не один продукт по вселенной. Вместе с тем, сама игра подойдет разве что любителям бездумно истреблять недругов небогатым набором способов, не особо вникая в детали происходящего. Как результат, потенциал долгожительства и сложность Friend or Foe оставляют желать лучшего.