…..В 1933 г. завод № 185 приступил к проектированию артиллерийского танка АТ-1, представлявшего собой 76-мм танковую пушку ПС-3 на упрочненном шасси Т-26 и предназначенного для сопровождения танков дальней поддержки пехоты и танковых групп дальнего действия при прорыве через оборону противника. Предполагалось, что новая машина поступит на замену танку Т-26-4, серийный выпуск которых так и не удалось развернуть. Заднюю стенку и борта рубки сделали откидными, что улучшало обзор поля боя и условия работы прислуги при поддержке атаки из второго эшелона.
В 1938 г. работы над АТ-1 прекратили в пользу БТ-7А исключительно из-за ставшей недостаточно мощной ПС-3......
..Эта самоходная установка была создана на базе легкого танка Т-70 как средство непосредственной огневой поддержки пехоты. СУ-76 и СУ-76М не пользовались большой популярностью у бывших танкистов и новоприбывших “самоходчиков”. Не имея нормальной вентиляции в боевом отделении САУ скапливались пороховые газы и выхлопы от двигателя, так что “угорание” экипажа во время боя было не таким уж редким делом. Проблему с вентилированием боевого отделения пытались решить путем установки дополнительного вытяжного вентилятора, что можно было сделать в полевых условиях. Но более простым оказался метод срезания крыши боевого отделения, что впоследствии получило одобрение в официальных документах.... Несмотря на такие недостатки, как слабая защищенность и бензиновый двигатель, эти САУ стали самыми массовыми машинами подобного класса, выпускавшимися в СССР....
Имея в наличии три типа снарядов, СУ-76 могла поражать вражеские пехоту, артиллерию и бронемашины. Подкалиберный броневой снаряд на дистанции 500 м пробивал 100-мм броню. Опытные экипажи, действуя из засад, часто выходили победителями из сражений с тяжелыми немецкими танками......
...весна 1942 г. Для новой самоходки предлагалось использовать доработанное шасси легкого танка Т-60, с применением автомобильных агрегатов. К проектированию привлекли несколько предприятий и КБ, первым из которых справилось НИИ-13. Бронирование самоходки состояло из 15-35 мм бронелистов, размещенных под большими углами наклона, двигатель и КП заимствовали у автомобиля ЗиС-5. Было предложено три варианта вооружения:
- с 45-мм пушкой М-42 (И.13.73-СУ)
- с двумя спаренными 45-мм пушками М-42 (И.13.75-СУ)
- с 76-мм “самоходной” пушкой, являвшейся доработанной Ф-22 (И.13.76-СУ)
В декабре 1942 года доработанные проекты САУ представили на суд высших руководителей, причем машина, оснащенная 76-мм пушкой, очень понравилась лично И. В. Сталину, назвавшему ее «чрезвычайно интересной» Поступило распоряжение собрать САУ первого и третьего вариантов, присвоив им обозначения СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Постройку обеих самоходок завершить не успели, поскольку испытания трофейных образцов танков Pz.IV и Pz.VI “Tiger” показали, что выбранные орудия не будут эффективными против этих немецких машин.....
....была разработана в июне 1943г на Горьковском автозаводе. Характеристики: орудие 57мм ЗИС-4 (15высстр./мин, 72 выстрела)), броня 6, 10, 12, 25 мм под различными углами наклона, двигатель ЗИС-16Ф (104 л.с.)
Опытный образец не выдержал испытаний на НИБТ полигоне, и дальнейшие работы по доводке были прекращены, так как завод не смог обеспечить доводку двигателя....
....была создана в июне 1943г на Горьковском автозаводе. Характеристики: орудие 76,2мм Ф-34 (71 выстрел), броня 6, 10, 15, 25 и 35 мм под различными углами наклона, двигатель GMC 4-71 (110 л.с.)
Опытный образец успешно прошел испытаний на НИБТ полигоне, но был забракован из-за импортного двигателя. В связи с тем, что к этому времени была принята и поставлена на серийное производство Су-76М, дальнейшие работы были прекращены....
....была разработана в 1943г на Горьковском автозаводе. Создана на базе Су-74д. Характеристики: орудие 85мм Д-5С-85А (42 выстрела), лобовая броня 82мм, двигатель ГАЗ-80 (80 л.с.)
В 1944 опытный образец успешно прошел испытаний на НИБТ полигоне, но не была принята на вооружение по причине недопустимо больших и резких перемещений при стрельбе под углом 20-30 градусов от оси, а так же ненадежной работы двигателя....
....В феврале 1945 г. новейшее орудие ЛБ-2 (85мм - немного облегченная С-53 с двухкамерным дульным тормозом) было установлено в доработанный вариант СУ-76М, получившей индекс СУ-85Б. Она внешне отличалась от СУ-76 конфигурацией повышенных бортов боевой рубки, имевших увеличенную на 2-7 мм толщину брони, форсированным до 158 л.с. двигательным агрегатом ГАЗ-203Ф (ГАЗ-15Б), но потяжелела до 12 460 кг и могла разогнаться лишь до 41 км/ч на шоссе.
Испытания проводились на Гороховецком полигоне до середины 1945 г. и при этом её характеристики были признаны, по больше части, соответствующими ТТЗ. В связи с окончанием Великой Отечественной войны дальнейшие работы над СУ-85Б были прекращены.....
...была разработана в НАТИ совместно с ЦАКБ в инициативном порядке в июле 1943г. Опытный образец был изготовлен в октябре 1943г. Характеристики: орудие 76мм С-54 (К-3) (63 выстрела), лобовая броня 35мм, кормовая броня 15мм, двигатель ГАЗ-ММ (100 л.с.)
К полигонным испытаниям машина не была допущена, так как имела серьезные конструктивные недостатки (размещение экипажа и снова двигатели)...
...была разработана конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под руководством Л.И.Горлицкого в апреле – мае 1943 г. на базе Т-34.
Серийное производство началось с 1 августа 1943 г.. Первые факты боевого применения полка СУ-85 имели место в составе 2-го Украинского фронта в конце августа 1943 г., где они впервые вступили в бои с немцами в ходе борьбы за плацдармы на Днепре.....
...была разработана в 1944 г. конструкторским бюро УЗТМ (Уралмашзавод) под общим руководством Л.И.Горлицкого. Машина прошла полигонные испытания в марте 1944г. и с сентября поставлена на серийное производство.....